Конечно, однозначно ответа на вопрос – кто изобрел музыку мы никогда не получим, потому что творец музыки – сама природа. В многоголосье птиц, в шуме ветра и морском прибое человек слышал гармонию, учился выделять звуки и подчинять их своим потребностям. Так рождалось само понятие музыки, как противоположности какофонии – хаосу из звуков. Доисторический человек в своем овладении музыкой сначала копировал то, что он слышал, а уже только потом воспроизводил нечто свое, отличное от ранее слышанного.
Первые музыкальные инструменты – это листья, трепещущие в лесу, вода, бьющаяся о скалы, песок, текущий сквозь пальцы, копье, пробивающее грудную клетку врагу, крики прирученных животных. Все, что могло само извлекать звуки – и было первыми музыкальными инструментами, и так продолжалось до тех пор, пока человек не начал мастерить предметы для собственных потребностей из подручных материалов.
Практическая каждая археологическая раскопка, рассказывающая нам о первобытном человеке, содержит самые различные предметы, в которых угадываются примитивные инструменты, способные генерировать музыку. Иногда их природа достаточно спорная, но иногда предположения – более чем обоснованны. Так сложилось исторически, что музыкальные инструменты пришли к человеку из самых обычных предметов быта. Одни ученые утверждают, что самые первые инструменты – это ударные, аналоги наших барабанов, дескать, изготовлять их не надо было вообще, достаточно было ударить дубиной по пустому дереву, чтобы извлечь звук. Возможно, дело на самом деле так и было, но подтверждений этому, увы, нет.
Зато в пользу другой гипотезы, обосновывающей щипковую природу первых музыкальных инструментов, есть прямые доказательства. Кроме того, что на многих наскальных рисунках в самых древних пещерах Европы изображен процесс изготовления таких инструментов, а также игры на них, так еще ученые часто находят в древних могильниках, стоянках и курганах реальные предметы, использующиеся как музыкальные инструменты. В первую очередь это расщепленные кости и палицы, части которых имели разную длину и толщину, благодаря чему удар по таким «музыкальным» отрогам вызывал звук разной тональности.
Конечно, речь не шла о каком-либо воспроизведении сложных мелодий, но ритмичные звуки, как и с помощью ударных инструментов, можно было получить. Уже генерация ритмичных звуков привела к дальнейшему совершенствованию царства музыки в доисторическом периоде, что привело к расцвету человечества и совершенствованию музыкального искусства.