Что мы, люди Западной цивилизации, знаем о музыке Востока? Казалось бы, мы знаем многое, но на поверку получается, что не знаем практически ничего. Поэтому давайте попробуем разобраться, какова роль музыки на Востоке, что собой представляет такая музыка и каким целям она служит. А разбираться будем в историческом контексте вопроса, чтобы наши размышления имели четкие выводы и следствия не только для нашей культуры, но м для всей западноевропейской цивилизации.
Насколько это тонкое дело Восток мы попробуем судить по музыке, рожденной на этих землях. Первое, на что следует обратить внимание – это проблема сочетания голоса и музыкального инструмента, который аккомпанимировал исполнителю, потому как песня и музыка на Древнем Востоке были неразлучны. Второе, что не менее важно для Востока – это использование музыкальных техник, которые мало чем отличались от современных мотивов европейской музыки. И третье, на чем мы сосредоточим наше внимание, это отношение религии и музыки, потому как на Востоке все, что связано с культурой, искусством и духовными поисками, непосредственно связано и с религией.
И последнее – под понятием Восток следует понимать ту историческую часть Азии, которая находилась в непосредственном контакте с Европой, начиная с 500-го года до нашей эры, когда появились первые свидетельства такого контакта. Сегодня этот азиатский регион принято называть Ближний и Средний Восток. Но вернемся к музыке.
Современные ученые считают, что музыка в том современном понимании, которое мы сегодня имеем, пришла к нам с Востока, и первыми европейцами, которые приняли музыку со стран Азии – были греки. И это касается не только инструментального исполнения, которым Древние Греки схожи с азиатскими музыкантами, но и стилистики исполнения, а также музыкальных мотивов. Греческие войны с Персами, результатом которых стало заимствование восточной культуры, вполне могли повлиять если не на появление музыки в Европе, то на ее видоизменение. Итак, музыка Древнего Востока – это нечто схожее на музыку Эллады.
Но после кризиса Европы греки и арабы пошли разными путями, что ярко выразилось в восточном многоголосом пении, в котором музыка, извлекаемая из музыкальных инструментов, стала лишней. В это же время Европа начала активно эксплуатировать инструменты, а пение по большей части было индивидуальным. Первый хор был создан в европейской церкви, и то уже намного позже, чем многоголосое пение на Востоке. На этом пути музыки церкви и музыки светской разошлись: первая пошла по пути хорового исполнения, позже под аккомпанемент органа, а светская – на индивидуальное исполнение. И только к концу 17-го века наметилось сближение.
А вот религия для развития восточной музыки имела решающее значение, причем для всей музыки, а такое понятие как светская музыка на Ближнем Востоке было употребляемо только для очень узкого круга аристократии.