На вершину американского чарта Asia и весь мелодичный рок в их лице поднялись в 1982 году с композицией «Heat Of The Moment». Они выпустили 3 альбома, которые разошлись в количестве 12 миллионоу экземпляров, и на этом все кончилось. И вот теперь, когда Classic Rock спонсирует их первое за девять лет британское турне, они возвращаются.
Выпущенный на Recognition Records, ныне несуществующем лейбле Universal, альбом Asia «Aura» — это великолепный сборник успокаивающих инструментальных шедевров, в котором музыканты без особых усилий сочетают уравновешенность а-ля Steely Dan и щегольство Mike & The Mechanics.
Принять участие в записи были приглашены такие знаменитости, как бывшие гитаристы Asia Стив Хоу и Пэт Тролл (первый из них конечно, давным-давно вернулся в Yes), бегендарный ударник Саймон Филипс (Toto, The Who), Иан Криштон (Saga), басист Тони Левин (King Crimson, Peter Gabriel), и гитарист Элиот Рэндалл (Steely Dan и пр.). В 2001году альбом «Aura» попал в чарт редакции нашей редакции. И мы очень гордимся тем что спонсируем первое за последний десяток лет британское турне Asia.
Фанаты группы не нуждаются в исторических экскурсах, но давайте все же напомним все остальным, что когда-то Asia, образовавшиеся в начале 80-х, и состоявшие из басиста/вокалиста Джона Веттона Хоу, клавишника Джеффа Даунса и ударника Карла Палмера, были супергруппой, и их одноименный дебютный альбом, выпущенный в 1982 году, мгновенно разошелся миллионными тиражами. На сегодняшний день из оригинальных участников в группе остался лишь Даунс, который вместе с басистом/фронтменом Джоном Пейном в 1992 году записал альбом «Agua». Веттон как-то настойчиво доказывал Classic Rock, Что Пейн был «дерьмовым вокалистом», лишний раз напомнив о затруднениях и треволнениях Asia.
«То была неплохая, объективно написанная статья, — говорит Даунс. — Но непрофессиональные комментарии Джона Веттона по поводу Джона Пейна не произвели на меня абсолютно никакого впечетления. В той статье излагалась интересная точка зрения на чудесный, таинственный мир Asia. Хорошо бы было вставить несколько высказываний мистера Палмера, но Карла, насколько я понимаю, невозможно было разыскать на его банановых плантациях на Канарах»
В последние 12 месяцев все четче вырисовываются очертания квартера, пополнившегося теперь великолепным гитаристом Гатри Говэном и ударником Крисом Слэйдом (экс-AC/DC, The Firm, Uriah Heep). В Британии Asia выступали вместе с Полом Роджерсом, в Европе — с Kansas, далее последовало продолжительное американское турне. Группа стремиться вернуться в ряды «живых».
«Проблема была в том, чтобы устроить в Британии достаточное количество концертов и оправдать затею с турне, — объясняет Даунс. — Некоторые промоутеры говорили: «Asia? Да о них и мараться не стоит!» Я уверен, что мы могли бы устроить и более скромные шоу в усеченном составе, но это не то, к чему мы стремились. Наша музыка заслуживает достойных площадок и больших сцен, больших настолько, насколько мы можем себе позволить в финансовом плане. К счастью, все прояснилось, и теперь мы можем вернуться в Британию в том составе, в котором нам бы хотелось».
AsiaВыступления Asia на Wembley Arena в 1982 кажутся теперь Даунсу бесконечно далекими.
«Забавно, — вспоминает он, — концерты на Wembley мне понравились гораздо меньше, чем выступления в нашем Town & Country (ныне Forum) в 1992 и 1993 годах. В 1982 Asia постоянно разъезжали по Штатам, и нетрудно было пресытится всеми этими большими концертами. В Америкемы играли на площадках, вмещающих по 20000 зрителей, поэтому концерты в Wembley показались довольно неброскими, даже спокойными. Я знаю, что это звучит бредово, но прелесть выступлений в T &C была в том, что Asia тогда впервые тесно контактировали со своей аудиторией».
А что касается оригинального состава, который (за исключением Стива Хоу) почти было воссоединился несколько лет назад, Даунс охлаждает наши надежды на то, что они когда-нибудь снова будут сотрудничать «Наскалько я понимаю, Стив Хоу больше не хочет работать с Карлом Палмером или Джоном Веттоном. Слишком много «но» и «если». Если бы эти идиоты заключили перемирие, мы бы смогли снова играть вместе и организовать какие-то выступления. Это было лы все тавно, что встретить воскресшего Элвиса в каком-нибудь супермаркете.
Иными словами, я думаю, Asia многого добьется и в нынешнем составе, и всяческое движение вспять может помешать нам. В данный момент мы довольны тем, что имеем»
Кажется, с поялвлением Слейда и Говэна на Даунса и Пейна снизошел один из редких периодов стабильности. В 1994-м году, записывая альбом «Aria», они попытались ввести в постоянный состав теперешнего гитариста Megadeth Элла Питрелли, и ударника Майкла Стерджиса (из знаменитых 21 Guns Скота Горэма), но это не сработало. Слэйд принес в команду свой колоссальный гастрольный опыт и нередко нервирующие дурацкие остроты. Говэна порекомендовал Стерджис. Никому не известный Говэн оказался необработанным алмазом. Он шокировал публику своей сповобностью воспроизводить соло Хоу и сохранять при этом свой собственный стиль.
«Гатри мы разыскали в музыкальной академии в Глдфорде, — вспоминает Даунс. — Нам нужен был кто-то, кто могбы сыграть вторые гитарные партии в «Aura», и Майк посоветовал привлечь этого волшебника. Он не разочаровал нас, мы даже дали ему сыграть какие-то соло. Нас часто спрашивают, где мы нашли его, ведь он поразителен».
«Крис тоже потрясающий, — гордо продолжает Даунс. — У него есть все умение произвести эффект, юмор, талант барабанщика и феноменальное чувство ритма. Он всякий раз бьет по барабанам так, будто это последний удар в его жизни. Говоря языком футбольных болельщиков, от — наш Гари Макаллистер. Лысый. Вдобавок, мы саыли с себя клеймо извечно длинноволосой группы!»
Все сводится к тому, что свой следующий студийный альбом, когда бы он не появился, Asia запишут, возвращаясь к своим корням и не приглашая сторонних музыкантов.
«В концепции нового альбома воплотилось то, к чему стремились мы с Джоном, — объясняет Даунс. — Мы составили список всех музыкантов, которые нам очень нравятся, и списались с ними по электронной почте. Нас приятно удивило количество откликов. Естественно, мы не смогли пригласить всех, кого хотели, нам чуть было не удалось заполучить Брайно Мэя, Ларри Карлтона, Стива Гадда и Стива Лукатера.
«Все те, кого мы собрали, очень профеввиональные музыканты, способные сотрудничать, и так здорово, что они поучавствовали в работе над нашим альбомом. В случае с «Aura» это был правильный ход , на во многом однообразный. Мы уже год гастролируем вместе с Гатри и Крисом, каманда сплотилась, и первоначальная идея квартета обрела навую свежесть. И пока дело обстоит подобным образом, мы не собираемся ничего менять».
Даунс признает, что извне его непоколебимая преданность Asia может напоминать поговорку «и один в поле воин», но он по-прежнему яростно защищает концепцию группы.
«Цена всему этому — несколько миллионов шиллингов и человеческие взаимоотношения, — восклицает он. — Команда, собранная из участников прогрессивных рок-групп 70-х и играющих мелодичный рок, в действительности стала популярной среди более широкой аудитории. Мы оставили след в истории рока, и я горжусь этим. Кто-то скажет, что Asia не стоили хоронить себя в 1991, когда ушли Веттон и Палмер, но это из области предположений. Правда в том что дух истинных Asia исчез в терне 1982 года. Реинкарнация привнесла свежесть и жизненную силу, которая дала нам возможность идти дальше».
Поддерживать огонь не всегда было легко. Особенно тяжело пришлось в середине 90-х, когда имиджу группы постоянно вредили рекорд-лейблы. Даунс признает, что бывали времена, когда он спрашивал себя, есть ли смысл продолжать.
» У меня в голове сидит какойз-то малый, и всякий раз когда я подумываю бросить все и заняться чем-то другим, он говорит: «Оставайся с Asia, болван», — смеенся он. — Порой, со стороны записывающих компаний не было вообще никакой поддержки, возникали сложности с менеджментом, ощущалась нехватка концертной деятельности, но когда все это обрушивалось на нас, мы с Джоном лишь устремлялись вперед. Вся это история с неудавшимся воссоединением вбила клин между нами (Веттон никоим образом не соглашился на участие Пейна), но мы ее пережили. Мы стряхнули друг с друга пыль и выпустили альбом «Aura».
AsiaИ все шло хорошо, пока не обанкротился лейбл Recognition. Музыкантам остается лишь философствовать по поводу недавних событий. Они сохранили дружеские отношения с боссом компании Энди Ричмондом, Правда на «Aura», естественно, вернулись к группе, и они передали их другой компании.
Спросите Даунса, считает ли он «Aura» удачным. Его ответ непрост. «Понятие» одобрение музыкальных критиков» зачастую является синонимом дерьмового уровня продаж, — вздыхает он. — Честно говоря, фанаты его приняли хорошо, Они оценили «Aura» как один из лучших в истории Asia. Что касается продаж, в Европе все обстоит очень неплохо, и на удивление хорошо альбом расходится в Британии».
Однако несмотря на летние гастроли в Штатах, «Aura» не удалось возродить там былую славу Asia.
Мы наткнулись на отвратительную компанию под названием «Bluestorm Records, — негодует Даунс. — Уверен, что вам известна формула «нет промоушена + нет ротации на радио + нет прессы + нет дистрибьюциии=нулевые продажи». Это позор, потому что те американцы, которым удалось раздобыть импортные издания, очень хвалили альбом. Они не могли понять, почему в Штатах не было серьезной компании».
Конечно, Великобритания — это не совсем то, что можно было бы назвать местом, где культивируется интерес к группам вроде Asia. Тем не менее Даунс надеется подыскать для «Aura» новый лейбл. «К нам уже поступил ряд предложений. И все, что касается Штатов, может пойти нам на пользу. Я уверен, что вокруг нас есть лейблы, которые будут заинтересованны в выпуске следующего альбома Asia, — c энтузиазмом говорит Даунс. — Чтобы представлять интерес для лейблов, группам вроде нашей необходимо гастролировать».
Когда речь заходит о британской прессе, Даунс пускается в критику: «В сущности, все дороги на радио теперь закрыты. Это бессмысленна, потому что мелодичный рок, наверное, наиболее подходит для радио-формата. Людям нравится подпевать, когда они едут в машине или работают. И точка. Они не хотят слушать какое-то «пуканье гомосексуалистов» под драм-машину и сэмплер или девок, заявляющих, что они — последняя сенсация танцевальной музыки. Можете назвать меня старомодным, но я называю это дерьмом! Это абсолютная неспособность коммерчески мыслить. Посмотрите, как упал рейтинг Radio 1 по сравнению с рейтингом Radio 2.
Что касается ТВ, то я понимаю, почему девушкам не нравится смотреть на выступающих в Top Of The Tops бородатых стариков, пивные животы которых нависают над их фендеровскими басами. Имело бы смысл активно пропагандировать рок по радио, подобно тому как Classic Rock делает это в мире СМИ».
Так что же будет с Asia дальше? Что касается ближайшего будущего, они планируют еще один, более прибыльный визит в Штаты. Пройдут концерты в Японии, и на Дальнем Востоке. А еще они работают над симфоническим альбомом вместе с бывшим виолончелистом Electric Light Orchestra Хью Мокдауэллом. Навероятно, но Эрик Картман предложил вставить менее виртуозную версию «Heat Of The Moment» Asia в многосерийный мультфильм «South Park». Множество подтруниваний вызвал тот факт, что их альбом «Asia» попал в наш Top 10 «Взрослого» Рока Всех Времен.
«Мы делаем акцент на конкретные песни, а не на музыку как таковую. Так решено было еще в оригинальном составе нашей четверки, — подчеркивает Даунс. — Мы не хотели стать вторыми Yes, ELP или King Crimson, мы хотели перенять у них определенные моменты и объединить их в мелодичные рок-композиции. Так что Asia, наверное, балансируют на грани прогрессива и мелодичного рока.
Нас можно характеризовать и такими терминами, как «симфонический», — продолжает он. — Хотя, очевидно, нам хочется считать себя достаточно оригинальными и не вмещающимися в какие-то рамки. Chas & Dave могли бы спеть о нас. «Эти парни из Asia никак не могут остановиться / Почему бы им не отдохнуть / Стоп, стоп!»
И поскольку клавишник откровенно начинает сходить с умо, мы решаем, что пора уже извиниться и уйти. Но перед этим мы задаем последний вопрос. «По окончании творческой деятельности каками бы Asia хотели запомниться слушателям?»
Он широко ухмыляется, а потом заявляет: «Если люди будут относиться к нашей музыке как к оригинальной, красивой и (или) мощной, я умру счастливым»