«Музыка Моцарта делает вас умней!» – именно такой лозунг, имела бы промо-компания классического композитора, если бы тот был жив. Во время написания этой статьи, в моём плей-листе, вот вам крест! — заиграл как раз Реквием в Де-минор – Вольфганга Амадея. Хотя бы это совпадение может отчасти подтвердить выкладки ученых, обнаруживших, что во время прослушивания произведений классического композитора IQ человека повышается (а так же случаются синхроничности). Выкладкам этим они подобрали теоретическое обоснование и назвали их, ни много ни мало: «Эффектом Моцарта».
Ученые, подумали еще и решили, что музыка композитора очень хорошо будет влиять на детей в первые три года их жизни. Так как, по теории именно в первые три года развития ребенка определяется развитие интеллекта. И тут, словно пирожки с полки – разлетелись диски с музыкой Моцарта со всех полок супермаркетов США. А губернатор Джорджии взял в привычку и чуть ли не написал указ: каждой новой матери штата дарить по диску австрийского композитора.
Правда непонятно тогда, откуда взялись люди, в босоногом детстве которых, мог звучать разве что Ласковый май, и которые умудрились при этом изучить интегральные уравнения или теоретическую физику? И реакция людей, которых мучил точно такой же вопрос – не заставила себя ждать. Многие теорию «эффекта» проверили на себе и близких, и выяснили, что теория не работает. А достопочтенный нейрофизиолог Джон Бруер даже написал книжку «The Myth of the First Three Years» – в которой, окончательно и бесповоротно опроверг выкладки британских ученых.
Но, упрямо, прямо таки стоически эта теория противостоит напастям. Причиной тому – многочисленные, полевые доказательства ее работы. Мы не задаемся целью опровергать эту теорию, ведь главным является вовсе не вопрос влияния музыки Моцарта на мозг – она в любом случае влияет положительно, и что бы в этом убедиться – вам достаточно включить любую сонату или реквием.
Самое главное – понять, насколько глубоко человеческий гений, в данном случае музыкальный, способен проникнуть в суть человеческой психологии, чтобы найти возможности влиять на каждого из нас. В данном случае мы говорим о совершенствовании работы головного мозга – и это абсолютно понятно, ведь совершенствование – это результат определенной работы в соответствующих центрах нервной системы. А не существует ли тогда других способов заставить мозг работать, не загружая его непосредственными задачами?
Скорее всего, именно это свойства нашей физиологии и сумел отыскать гениальный Моцарт.