Эффект биений – один из самых интересных эффектов, который можно ощутить, прослушав католические хоралы, тибетские мантры или некоторую другую духовную музыку. Если вы тщательно вслушаетесь, то вы услышите, как расходящиеся голоса множества людей поющих в одной тональности – сливаются, образуя одну мощную пульсацию. Когда же голоса вновь расходятся – пульсация эта ускоряется и ослабевает. В совокупности же этот эффект усиливает восприятие песни колоссально. Недаром издревле считается, что такая музыка обладает защитным, исцеляющим эффектом.
Вполне вероятно, что никто, кроме мистически настроенных личностей и профессионалов от музыки, не заметил бы этой особенности, если бы на данный эффект не обратил внимание Роберт Монро. Ведь до него, никто в серьез не исследовал, как влияет эта особенность на состояние человека, если тот станет прослушивать подобную музыку в стереонаушниках. Исследователь обнаружил, что проигрываемые по разным каналам наушников, звуки близкой частоты, создают в мозгу человека эффект бинауральных биений или ритмов.
Ведь если в одно ухо человека будет поступать сигнал с частотой 250 колебаний в секунду, а в другое – с частотой 255 колебаний в секунду, то правое и левое полушарие мозга создадут новый, «фантомный» звук в пять колебаний (255 – 250 = 5). Необходимо понимать, что звук этот рождается в мозгу электромагнитными волнами, идущими от двух одновременно работающих полушарий мозга. Электрическая активность (ЭЭГ) мозга откликнется на этот новый «фантомный» звук, созданный путем сочетания двух немного разных по частоте звуков, что обеспечивает резонансный эффект, обладающий действительно удивительными свойствами.
Именно поэтому стоит задуматься: не зря ли, несомненно мудрые тибетские монахи использовали бинауральный эффект своего пения во время своих целебных медитаций, а современные практики музыкального воздействия на человека также находит новые техники воздействия не только на отдельно взятого человека, но и целые толпы людей. Вспомните только огромное количество примеров, связанных с массовым гипнозом и использованием для этого своеобразной музыки, которая для человека со стороны не представляет никакой, в том числе эстетической ценности.
Но ведь это работает, а значит, мы можем входить в состояние транса сознательно или несознательно – все зависит от обстоятельств. Эффект огромного стадиона, величественного водопада, страшного пожара – звуки, порождаемые стихией и мегаполисами, в которых люди живут, действительно могут вызвать бинауральный эффект. Так кто мы тогда такие – зомби?