Понятие барабана, истоками уходит в глубокую древность. В основе практически каждого барабана, лежит принцип работы мембранофона – натянутая на тело барабана мембрана издает звуки при ударе об нее какого-либо предмета, обычно палочки. Что бы барабан издавал звуки в разной тональности, в нем предусмотрены ключи или штифты, которые ослабляют или сжимают мембрану. Именно мембрана влияет на характер звука барабана.
То, что барабаны существовали еще в 6000 г. до н.э., было доказано в ходе раскопок в Месопотамии, где археологи обнаружили продолговатые деревянные цилиндры. Наскальные рисунки, найденные в пещерах Перу, показывают быт индейцев, в котором были задействованы тыквенные и деревянные барабаны. Звуки, издаваемые барабанами в древности, не всегда предназначались для создания музыки. Их активно применяли в ходе ритуалов и религиозных церемоний, а так же передачи сообщений.
Барабан для древнего человека – это целая система мировосприятия, основанная на звуковом кодировании информации. На минуту только попытаемся представить себе мир, в котором кроме гармоничных звуков природы нет ничего. И вот появляется вещь, которая способна генерировать звук посредством воздействия человека, абсолютно отличающийся от всей живой природы, от того, что ранее звучало на планете. Конечно, барабан занял особенное место в жизни древних людей, которое сегодня ни с чем несравнимо. Но попробуем посмотреть на современные ударные инструменты.
Ударные установки – наборы различно настроенных барабанов – зародились в конце девятнадцатого века столице джаза – Новом Орлеане. В условиях сцены, барабанщик имел возможность использовать сразу несколько барабанов. Что бы достичь особенного звучания – музыканты стали добавлять к своим установкам новые, еще не использованные элементы – тамтамы и тарелки, изобретенные в Китае. Позже к ним добавили колокольные наборы, деревянные блоки. Басовый барабан, малый барабан, ножная педаль, ловушка, тамтам малые и большие подвесные тарелки – такой вид, ударная установка приобрела к 30-м годам XX века.
Бурные 60-е породили новое поколение рок-барабанщиков, которое стремилось к ускорению игры на своих установках. Так и появились сложные комплекты (с большим колоколом и тарелками, а так же вторым басовым барабаном), которые сейчас являются нормой. Позже были разработаны электро-барабаны, которые издавали непривычные, синтезированные звуки, известные нам по современным стилям музыки.