Отечественное падение нравов и вкусов, низкий уровень жизни и чрезмерно высокая криминализация нашего общества способствуют тому, что многие принципы криминальной жизни активно внедряются в наше сознание. Человек, рождающийся и воспитывающийся в наше время во вполне благополучной семье, обязательно знает лично, либо слышал от родственников о близких или знакомых людях, побывавших или до сих пор отбывающих срок в местах лишения свободы.
Такое положение вещей нанесло жестокий удар по одному из самых замечательных и самобытных музыкальных жанров современности, известных во всем мире – только не в России, под названием «Шансон». В нашей стране этим прекрасным именем, в переводе с французского языка означающим «песня», называют разновидность низкокачественной блатной популярной музыки, рассчитанной на самые низменные чувства и романтизирующей образ преступника.
Но давайте на мгновение забудем это жестокое недоразумение и поговорим о великой и прекрасной музыке – шансоне, зародившемся не во Франции – в середине прошлого века, как полагают многие люди, а намного раньше – еще в Средние Веки где-то в Европе, еще до начала Ренессанса, сбросившего оковы с человеческой души и его сознания.
И даже если самые известные шансонье Средневековья, о которых нам сегодня известно – французы, все признаки их творчества свидетельствуют о том, что этот стиль сначала многоголосого пения пришел из центральной Европы. Но с приходом Возрождения шансон был вытеснен огромных количеством других видов музыки, и переродился вновь во Франции только в середине 2-го века, лишившись всех своих атрибутов кроме одного – авторства и аккомпанемента исполнителя.
Французский шансон – это переходной этап музыки кабаре 19-го века и современной французской эстрады 20-го века, застывшей в неимоверно прекрасных формах песни средневекового барда, поящего под аккомпанемент акустической гитары. Уже позже от первоначального варианта осталось только авторское пение, а музыкальное сопровождение гитары и других инструментов было заменено на профессиональных музыкантов.
Вторая половина 20-го стала расцветом шансона, подарив нам таких замечательных шансонье как Эдит Пиаф и Мориса Шевалье, Жоржа Брассенс и Сальваторе Адамо, а так же многих других, не менее замечательных исполнителей. Чего только стоит имя Шарля Азнавура – легенды мирового шансона и родоначальника эстрадной музыки в том понимании, которое мы сегодня имеем.
К отечественным классикам шансона можно отнести таких исполнителей как лучезарная Клавдия Шульженко и Марк Бернес, а к более поздним – и Владимира Высоцкого, который, впрочем, сам себя называл бардом, а не шансонье.