Противоречие между оперой демократической и придворной также нашло отражение в творчестве Пашкевича. Было бы, однако, упрощением представлять эти две линии развития только как антагонистические, лишь как прогрессивную и реакционную. Здесь можно говорить и о взаимовлиянии, и о взаимодополнении. Многие открытия были сделаны Пашкевичем в жанре придворной оперы («Февей») и затем применены им в опере демократической («Гостиный двор», 2я редакция). Некоторые из достижений композитора так и остались в сфере жанра придворной оперы, что отнюдь не уменьшает их чисто музыкальной ценности.
Развитие русской инструментально-симфонической музыки XV века протекало почти исключительно в русле оперного жанра. Поэтому Пашкевича необходимо назвать также основателем русской школы инструментовки.
Стиль basso continuo совершенно не затронул нашу национальную школу. Пашкевич начал прямо с освоения приемов раннего классицизма. Уже в первых своих операх Пашкевич демонстрирует прекрасную технику владения оркестром. Его оркестровые приемы почти нигде не выходят за пределы типичных средств итальянской школы.
Однако и в области оркестровки заметно выявляется индивидуальность композитора.
Наиболее отчетливо выражена она в манере обращения Пашкевича со скрипками. Мы сразу здесь видим руку первоклассного скрипача-профессионала. Несмотря на значительную для того времени трудность партий, аппликатурное расположение всегда необыкновенно удобно. Показательна частота и смелость применения в быстром темпе двойных нот, трех и четырехголосных аккордов. Казалось бы, такая загруженность должна неминуемо» утяжелить звучание. Но этого не происходит, настолько умело и кстати расставлены смысловые акценты.
Перед нами не просто блестящее знание возможностей инструмента, а особый вид музыкального мышления, неразрывно связанного с мускульным ощущением. Альты Пашкевич использует по-разному, в зависимости от типа многоголосного склада. Так при четырех голосом, альты отделяются от виолончелей и контрабасов и получают свою собственную линию. Однако очень часто автор намеренно отказывается от четырехголосной гармонии в пользу трехголосной, делая это для облегчения звучания и создания контраста между тканью более плотной и менее плотной. Вспомним, что даже Глинка полвека спустя находил четырехголосную музыкальную ткань чересчур вязкой, если она не разбавлена трехголосной. Деревянные духовые в «Несчастье от кареты» и в «Скупом» заслуживают названия «характерных инструментов», так как они в каждом отдельном случае определяют характер и жанровую природу номера.
Двухконтурные газовые котлы Харьков производства компании «Climatroom» несколько лет надёжно держатся в списке лидер